На высотомере установлено давление аэродрома вылета (посадки)
Полнота учета ошибок высотомера зависит от характера местности и полетов, их продолжительности и значений высот.
а). Расчет минимальной безопасной высоты полета по кругу над аэродромом производится без учета барической поправки высотомера по формуле
Ямб кр = ЯИст. без ДЯпреп ДЯтемш (15.1)
где Яист. без = 100 м при выполнении полета по правилам визуального полета (ПВП) и 200 м при выполнении полета по приборам ДШП); ДЯпреп—превышение препятствий над более низким порогом ВПП в полосе ±5 км, округляемое в сторону увеличения до значения кратного 10; ДЯтеМп — температурная поправка высотомера, рассчитываемая по минимальному значению температуры to за многолетний период.
Пример. Рассчитать ЯМ¥, для полета по ППП, если в полосе ±5 км на г МБ кр
местности, абсолютная высота которой Ям = 455 м, расположено препятствие высотой 145 м. Высота более низкого порога ВПП #аэр*=388 м, минимальная температура воздуха у земли в районе аэродрома по многолетним наблюдениям /о=—35° С.
Решение. 1. Находим превышение препятствия над порогом ВПП, округляем его в сторону увеличения до значения кратного 10:
АЯцреп^ (ЯM-j-Лпреп)—Яаэр= (4554-145)—388 = +212~220 м.
1. Определяем относительную безопасную высоту полета по кругу:
Я0тн. без. кр = ЯИст. без + ДЯпреп = 200+220 = 420 м.
Так как барическая поправка не учитывается, то Яотв. без. кр равна
Я и спр. без. кр.
2. Находим температурную поправку высотомера по приближенной фор^ муле:
АЯтеМп=[(^о-15)/300] Яи спр. без. кр — [ (—35—15) /300] 420=—70 м.
3. Определяем минимально безопасное показание высотомера для полета по кругу над данным аэродромом (показание точного прибора):
ЯМБ кр ==Яиспр. без. кр—ЛЯтемп = 420—(—70) =490 м.
4. Находим по таблице поправок (табл. 3.1) соответствующее этой высоте минимально безопасное показание высотомера при полете по кругу: Япр. мбкр — =500 м.
б) . Расчет минимальной безопасной высоты полета в районе аэродрома (в радиусе 50 км} предусматривает обеспечение безопасности от столкновения с земной поверхностью и наземными препятствиями прилетающих на данный аэродром воздушных судов после перехода к выдерживанию высоты относительно давления на уровне его ВПП.
В данном случае барическая ошибка высотомера также не учитывается, расчет выполняется по формуле
Ямб азр = 300 + АЯрел 4" АЯдреп» (15.2)
Пример. Рассчитать ЯМБ аэр> абсолютная высота ВПП которого ЯаЭр = = 270 м.
Решение. 1. Определяем по полетной карте с использованием горизонталей абсолютную высоту наивысшей точки рельефа и превышение препятствий над ней в радиусе 50 км от аэродрома (КТА): Ярел = 420 м, препятствие высотой Л=80 м расположено на местности с абсолютной высотой Ям=390 м, его превышение ДЯПреп= (Ям+/*преп)—Ярел= (390+80)—420 =+50 м.
2. Определяем превышение рельефа местности:
ДЯрел^Ярел—Яаэр^420—270 = — f-150 м.
3. Определяем минимально безопасное показание высотомера для района данного аэродрома (показание точного прибора):
ЯМБ аэр =300+150+50=500 м.
Значение Ямб аэр указывается на схемах района аэродрома в сборниках и перечнях навигационных данных этих аэродромов и в инструкции по производству полетов на аэродроме.
Для использования Ямб аор необходимо из схемы данного аэродрома выбрать ее значение, затем войти в таблицу поправок высотомера (табл. 3.1) и отсчитать соответствующее этой высоте (эшелону) минимально безопасное показание высотомера
Япр. МБ-
в) Полеты на средних высотах, в горной местности и по длительным маршрутам. Расчеты выполняются по формуле
Япр. без. аор==Яист> без 4" АЯрел 4" АЯпреп 4” 1 1 (Рприв. аэр Рприв. мин)
— АЯтемп — (15.3)
Пример. Рассчитать Япр. без. аэр, если #ист. без = 900 м, р*эР = 729 мм рт. ст., Яаэр = 440 м, ожидаемое минимальное атмосферное давление по маршруту, приведенное к уровню моря 750 мм рт. ст., Ярел = 1140 м, вышка высотой 120 м установлена на местности с абсолютной высотой 1100 м, температура воздуха у земли f0=—10° С.
Решение. 1. Определяем превышение рельефа местности:
ДЯрел^Ярел—//аэр^1140—440 = +700 м.
2. Определяем превышение препятствия над наивысшей точкой рельефа:
АЯпреп= (1100+120) — 1140 = +80 м.
3. Определяем относительную высоту:
^7отн. без^^ист. без+А//рел + А//Преп^900 + 700+80= 1680 м.
4. Находим высоту, исправленную на барическую поправку высотомера:
ЯИспр. без^=Яотн. без+11 (Рприв. аэр—Рприв. мин)»
где
Рпрнв. аэр Раэр+Яаэр/11 729440/11 = 769 ММ рт. СТ.
Тогда
Яиспр. без = 1680+11 (769—750) = 1889 м.
5. Рассчитываем температурную поправку высотомера по приближенной формуле:
Д#темп = [(*о-15)/300] Яиспр = [(— Ю—15)/300] 1889 =—157 м.
6. Определяем показание безопасной высоты (для точного прибора):
Я пр. без. аэр^Яиспр. без—АЯ-гемп1889+157=2046 м.
7. Определяем показание высотомера с учетом его суммарной поправки (табл. 3.1): Япр. без — 2066 м.
Температурную поправку в показание высотомера более точно можно внести расчетом на НЛ-10М (см. рис. 3.14), предварительно определив /н и t0 + ^н:
*н = к — ^грЯиспр = — 10 — 0,0065 • 1889 « — 22° С. to + tn = — 10 — 22 = —32° С.
Тогда в нашем примере показание высотомера с учетом его суммарной поправки Япр. без = 2100 м.
II. На высотомере установлено минимальное приведенное давление.
В этом случае расчет показания прибора, обеспечивающего определение минимальной безопасной высоты полета по маршруту ниже нижнего эшелона, выполняется по формуле
^МБ марш = -^ист. без Н" ^рел 4" Д^преп — Д^темп* (1^.4)
Пример. Запланирован перелет по маршруту большой продолжительности, командир установил летчику Яист. без = 300 м, температура воздуха у земли
в точке минимального давления to =—10° С. Рассчитать Я„„
МБ марш
Решение. 1. Определяем по полетной карте высоту рельефа местности, а по местам расположения искусственных препятствий — их превышение над наивысшей точкой рельефа:
Ярел =480 АЯпреп = +90 м.
2. Определяем относительную безопасную высоту:
Я Яист, без+^релН-АЯпреп=300+480+90 = 870 м.
МБ отн
3. Рассчитываем температурную поправку высотомера:
АЯтемп=[(— Ю—15)/300] 870=—72 м.
4. Определяем минимально безопасное показание высотомера (показание точного прибора), учтя АЯ темп»
ЯМБ марш = Я МБ отн—АЯтемп = 870—(—72)^942 M.
5. Определяем показание высотомера с учетом его суммарной поправки (табл. 3.1): ЯПр. МБ = 962 м.
III. На высотомере установлено давление 760 мм рт. ст.
I ) Д7/темп* (15.5) |
![]() |
![]() |
Расчет показания прибора, обеспечивающего определение минимального безопасного эшелона, выполняется по формуле
Пример. Запланирован перелет с выдерживанием высоты полета по давлению 760 мм рт. ст. Яист. без = 900 м, температура воздуха у земли наивысшей точки рельефа местности /0=+25°С, рПрив. мин = 735 мм рт. ст. Определить Ям б эш*
Решение. 1. Определяем по карте с помощью горизонталей:
Ярел = 1280 м. АЯПреп =+70 м.
2. Определяем исправленную высоту:
Яиспр. МБ эш = 900 + 1280+70+11 (760—735) =2525 м.
3. Рассчитываем температурную поправку высотомера:
АЯТемп =[(+25—15) /300]2525 = +84 м.
4. Определяем минимально безопасное показание высотомера (показание точного прибора), учтя А Я темп’
Я пр. МБ =2525—84 = 2441 м.
Ближайший эшелон с ИПУ = 0 + 179° (180 — f 359°) — 2700 (3000)м.
5. Определяем показание высотомера с учетом его суммарной поправки (табл. 3.1): Ямб эш = 2750 (3070) м.
Безопасность от столкновения с земной (водной) поверхностью и препятствиями вне видимости земли гарантируется только в том случае, когда полет выполняется не ниже рассчитанного уровня высоты.